Есть такой фантастический фильм, называется «Из машины». В этом фильме главный герой создает девушек-роботов с искусственным разумом. В конце фильма одна из девушек вонзила в спину главному герою нож, после чего тот удивленно произнес: «Fucking unreal» (блин, это как во сне). На Монблане мне эта фраза постоянно лезла в голову.
Восхождение на Монблан мне представлялось делом довольно лёгким. Вершина относительно невысокая, всего 4800 метров, а в отчётах о восхождениях ни о каких особенных сложностях не говорилось. Возможно, всё так и было бы, если бы наше восхождение состоялось в теплые месяцы, но наша поездка состоялась в конце октября, когда сезон восхождения уже полтора месяца как закончился. Трамвай, на котором все восходители начинают свой путь наверх, уже не ходил, все приюты официально были закрыты. В приютах были открыты лишь дежурные комнаты, да и то не везде.
Стартовали мы из поселка Лез-Уш с высоты 1000 метров. С огромными рюкзаками весом больше 20 кг мы двинули вверх до приюта Nid d`Aigle (Гнездо орла) на высоте 2362 м. В сезон этот участок проезжают на горном трамвае. Ну а мы пошли пешком. За восемь часов мы преодолели этот путь и к вечеру были у приюта. Там нас ждал неприятный сюрприз. Все двери были закрыты.
Наш единственный гид и организатор восхождения Юрий Ермачек предложил идти до следующего приюта. Но ни у кого эта идея восторга не вызвала. Уже стемнело, похолодало, все выдохлись, а переход наверх до следующего приюта занял бы не меньше 5 часов. На наше счастье неподалёку работали французские промальпинисты, которые натягивали сетку над железной дорогой. Ночевали они в этом приюте. Они освободили нам одну из двух комнат, куда мы как сельди в бочку набились (нас было аж 15 человек).
Утром двинулись к следующему приюту Tete Rousse («Тет рус» — в переводе «Рыжая голова»), расположенному на высоте 3200 м. Погода с утра сломалась кардинально. Сначала шел дождь, который по мере набора высоты становился ледяным. Примерно через час после выхода поднялся сильный ветер, усилившийся до ураганного. Порывы ветра реально валили с ног. С моего рюкзака ветер сорвал чехол от дождя и унёс его в далёкие края.
На высоте примерно 2600-2700 мы надели кошки и пошли в связке. Вот тут по дороге я не раз произнес фразу Fucking unreal. Такого экстрима я не ожидал, погода была просто полная жопа.
К 14 мы добрались до приюта Тет-рус. Внутри никого не было, но по лужам на полу было видно, что кто-то здесь был не так давно. Помещение не отапливалось, электричества не было (впрочем, как и во всех других приютах). Мы все были промокшие, но высушиться не было возможности, т.к. внутри была температура 2-3 градуса тепла и 100-процентная влажность. Даже те вещи, что ещё были сухими, в этой хижине быстро отсырели. Рукавицы удалось немного просушить, засунув их себе за пазуху.
На следующий день погода стала только хуже. Валил без остановки снег. Решено было переждать непогоду и заночевать в Тет-русе. К вечеру облака начало раздувать, а ночью уже показалось звездное небо.
С рассветом мы вышли на штурм скального участка, ведущего до приюта «Дом дю Гютэ», 3800 м. Дул пронизывающий сильный ветер, морозец был весьма ободряющий. Набор высоты относительно небольшой, но сложный в техническом плане. На кулуаре Гютэ, который ещё называют кулуаром смерти, мы загодя провесили перила. В соседних кулуарах мы накануне наблюдали несколько снежных лавин, так что идти здесь было несколько очково.
Путь наверх занял 9,5 часов. Карабкаться по заснеженным скалам было трудно, а некоторые члены нашей команды явно к этому не были готовы. Местами здесь провешены стальные тросы, но в основном только на последних десятках метров. Всю остальную часть пути мы шли просто в связке, которая по большому ни от чего не страховала. Если бы кто-то сорвался вниз, то остальные посыпались бы за ним как горох.
Тем не менее, мы вполне благополучно поднялись то «Дю Гютэ». Слава богу, эта хижина оказалась частично открыта и даже оказалась немного более комфортабельна, чем «Тет-рус». Здесь было чуть более просторно. Туалет здесь оказался забавный. Отправлять естественные надобности здесь пришлось прямо над пропастью.
Подъем на штурм был назначен на час ночи, в три часа — выход. Два члена команды решили остаться. Одного прихватила горная болезнь и, пока мы были на восхождении, он вызвал спасателей, которые на вертолёте его эвакуировали.
Ветер был очень сильный, но резервного времени у нас больше не было, поэтому пошли на штурм вершины. Как только мы от хижины поднялись на гребень, мы поняли, что здесь не просто ветер, а просто буря. Здесь я вспомнил фильм «Спасти рядового Райена». Там в начале фильма есть сцена высадки десанта в Нормандии. Десять минут показывают страшное мочилово, ураган огня. Здесь мы ощутили что-то подобное. Ветер валил с ног, а мы, проваливаясь по колено, а местами по пояс, шли вверх и вперёд.
По дороге успешно попались две трещины, которые были занесены снегом, но Юрий Ермачек опытным взглядом сумел в темноте их распознать.
Примерно к 8 часам утра мы подошли к хижине Vallot (Валлот), 4362 м. Ветер достиг просто ураганной силы, валя с ног. Мы карабкались вверх на четырёх конечностях, используя и кошки, и ледоруб. В хижине мы немного перевели дух. Настроение было боевое, но из-за сильного ветра было принято решение разворачиваться. Обидно, конечно, ведь до вершины было уже рукой подать.
К 12 часам мы спустились к «Дю Гютэ». При подходе к хижине мы увидели, как вертолёт на тросе уносит тушку нашего прохворавшего товарища. Кстати, говоря, он уже на следующий день был как огурец — весел и бодр.
Один час на отдых и начали спуск к приюту «Тет-рус». Подниматься было сложно, но спускаться в два раза сложнее. На середине спуска я чуть не улетел с обрыва. Под тонким слоем снега была каменная сыпуха, кошки не удержали, и я на попе поехал вниз. За полметра до обрыва удалось зацепиться. Забавно, но я даже напугаться не успел.
Спуск занял 6 часов. К 19 часам мы были в приюте. Тут наша команда разделилась. Большая часть отправилась дальше вниз. Они шли почти всю ночь, до поселка Лез-Уш уже ближе к утру. Могу только представить, в каком состоянии они были к этому моменту. Кстати, по дороге они потеряли дедушку из Златоуста, который отстал и был вынужден заночевать прямо на горе. Дедушка, конечно, кремень. Переночевал и ни на кого не жаловался.
Наша же часть команды благополучно заночевала в «Тет-русе», разделив приют вместе с несколькими французами, которые шли на восхождение. На следующий день мы без спешки спустились вниз, наслаждаясь альпийскими видами и хорошей солнечной погодой.
Вечером — ужин с вином, а утром мы были уже в Женеве.
Ну и немного фотографий.
- Вначале всё было отлично. Хорошая погода, шикарный вид на горы.
2. Первая часть пути была через лес. Здесь шли бодро и весело.
4. Половина пути до приюта Nid d`Aigle была вдоль рельсов горного трамвая.
5. По дороге — море ягод. Брусника и голубика. Вкуснотища!
6. Отдыхаем у приюта Nid d`Aigle
7. У входа в приют «Тет рус»
8. Шикарные виды
9. Внутри приюта «Тетрус»
10. Топим снег
11. Ребята идут провешивать перила через кулуар смерти
12. Фото на фоне облаков
13. Выглянуло солнышко, есть шанс немного подсушиться
14. Переходим через кулуар
16. Карабкаемся по стене
18. А это уже в приюте «Дю Гютэ»
19. На фото — новое здание приюта «Дю Гютэ». Оно уже было полностью закрыто, поэтому мы жили в старом приюте, который расположен неподалёку.
20. Приют «Валлот» — крайняя точка нашего восхождения. Отсюда мы пошли уже обратно.
21. Внутри приюта «Валлот»
23. Вертолёт увозит нашего заболевшего товарища.
24. Дорога домой.