Есть старый советский фильм детям. Там компания шишков (сказочные персонажи) строит деревянную чудо-машину. Строит без гвоздей. Но один гвоздь есть. Они считают, что этот гвоздь символический и на самом деле не нужен. И когда этот гвоздь случайно вытаскивают, вся машина разваливается на мелкие кусочки.
Американская мечта — этот тот самый гвоздь, на котором держится вся американская система. Убери его, и всё немедленно развалится.
Сами американцы считают, что «американ дрим» — это некий набор идеалов о свободе, демократии, свободе и равенстве. Каждый новый президент США считает своим долгом заверить, что он позаботится, чтобы американская мечта жила, развивалась и прочее бла-бла-бла. Это всё очень похоже на речи Хрущёва и Брежнева, обещавших скорое наступление социализма, квартиру каждой семье и т.д. Постепенно все осознают, что все эти обещания — полный буллщит.
На самом деле понятно, что мало кого заботит всеобщее процветание и равенство. Своя рубаха ближе к телу. Так всегда было и, возможно, ещё долго будет. И большинство американцев и неамериканцев трактует американскую мечту очень просто — это мечта о том, чтобы когда-нибудь добиться успеха, стать богатым. Стать Дональдом Трампом или по крайней мере заработать на свой дом с бассейном, крутую тачку и прочие атрибуты счастливой жизни.
Именно эта мечта заставляет всех, кто верит в неё, тяжело вкалывать всю свою жизнь и мириться с социальным неравенством. 99% всех верующих в эту мечту так и умирают, ничего не добившись. Но это ничего не меняет. Крысиные гонки по кругу продолжаются. Работа, работа, работа и снова работа. Семья, книги, отдых, личная жизнь — это всегда на втором плане.
Людям даже в голову не приходит, что можно жить как-то иначе. Что можно распределять результаты труда более справедливо. Что возможно они заслужили больше, а Дональд Трапм — меньше. Что современные технологии могут работать на благо всего общества, а не благо избранных. Ведь как-то странно получается, что технический прогресс и автоматизация зачастую приносят зло людям, повышая уровень безработицы.
Не хотят люди думать. Не хотят задавать себе вопросы. Предпочитают до гробовой доски вкалывать «на дядю».